ЖИВОЙ УГОЛОК В ДЕТСКОМ ДОМЕ
"Tit deviens responsable pour tpujows.de се que tit as apprivoise".
"Ты
всегда будешь в ответе за того, кого ты приручил".
«— Люди забыли эту истину, — сказал Лис. —
Но ты не должен ее забывать. Мы всегда будем в ответе за тех, кого приручили. И
ты отвечаешь за свою розу…»
Из повести Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц»
Воспитанию и обучению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, в Казахстане отводится большое внимание. Активно внедряются
различные социальные проекты и программы. При воспитании молодого поколения
государство делает ставки не только на физическое и интеллектуальное развитие
молодежи, но и на развитие духовности,
нравственности. В учебных программах отводится большая роль
экологическому обучению.
Пробуждать в
детях интерес к окружающему растительному и
животному миру необходимо с самого раннего возраста. В воспитательный
процесс надо включать экологическое образование и воспитание, с помощью
которого у маленького человечка формируются научные познания природы, убеждения
и практические навыки, помогающие ему в дальнейшем занять активную жизненную
позицию в области охраны окружающей среды, бережного использования и
восстановления природных ресурсов.
На примере
нашего, Пионерского детского дома, хочу поделиться накопленным нами опытом в этом
плане.
В теплице
детского дома уже второй год существует организованный силами администрации,
педагогического коллектива и самими ребятами живой уголок. Место выбрано
удачно. На протяжении всего года здесь поддерживается постоянная температура.
Большую часть суток уголок освещен естественным светом. Наличие вокруг изобилия
цветов и различных экзотических растений, только придает неповторимую изюминку живому
уголку. Много жителей обитает здесь: многочисленная семейка джунгарских
хомячков, волнистые попугайчики, кенар, тигровая и зебровая амадины. Водный мир
представлен меченосцами, гурами, барбусами, гуппи, вуалехвостами. Есть и своя
Тортилла из знаменитой сказки А.Н. Толстого — водная красноухая черепаха,
которую в полном праве можно назвать старожилом местного террариума.
Среди флоры
живого уголка встречаются как привычный фикус, так и редкий для наших краев
инжир. Много экзотических цветов: гузмания, цикас, драцена маргината, орхидеи. Но
какой живой уголок без морских свинок? Конечно, у нас они тоже есть! И являются
главными любимцами детей. Сколько поколений выросло этих грызунов в уголке
никто уже и не помнит.
В чем же
заключается необходимость живых уголков в воспитательных учреждениях? Много уже
сказано на эту тему, я всего лишь повторю некоторые ключевые особенности. Ухаживая или просто наблюдая за питомцами,
дети, в первую очередь, ощущают свою причастность к природе, ко всем братьям нашим
меньшим. Изучают их признаки, особенности, строение. Принадлежность к тому или
иному роду, классу. Наблюдают рост и развитие живых организмов, понимают суть
воспроизводства видов. Ухаживая за жителями уголка, ребята начинают
интересоваться описаниями животных и растений. Сами проявляют интерес к поиску
информации из книг, интернета. Надо отметить, что каждое растение, каждая
клетка или террариум должны иметь табличку с описанием и краткой характеристикой
данного вида, ареалом его обитания. Наблюдение и уход за животными и растениями становится для детей практическими
занятиями в дополнение к теоретическим знаниям, получаемыми ими на школьных
уроках биологии, зоологии, географии, познания мира, психологии.
При содержании
живого уголка, важным условием должен
быть свободный доступ воспитанников к его обитателям. К перечисленным
положительным факторам добавляется еще и то, что живой уголок является, по
своей сути, еще и комнатой релаксации. Сколько спокойствия и наслаждения
приносит наблюдение за рыбками в аквариумах, как благотворно действует на слух
пение кенара или амадинов. С древних времен человек заметил, что общение с
животными приносит радость и умиротворение, облегчает физическое самочувствие.
Во многих странах существует такое понятие как зоотерапия. Учеными доказан
факт, что общение с животными, детям с ограниченными возможностями здоровья,
приносит не только радость, но и физическое облегчение.
Живой уголок, в
нашем детском доме, помогает воспитанникам сформировать трудовые навыки,
трудолюбие, бережное и ответственное отношение ко всему живому вокруг нас,
чувство ответственности за порученное дело. Имеется и экономический эффект.
Выращивая потомство морских свинок, хомячков дети в дальнейшем реализуют их
населению за чисто символическую плату. Тем самым снижая экономические затраты
на содержание живого уголка.
Но ничто не
может сравниться с той радостью, когда видишь, как искрятся глаза ребенка
прижимающего к себе морскую свинку или гладящего на крохотной ладошке
беззащитного хомячка.
Воспитатель Пионерского детского дома Истианиди Д.Г. При использовании материалов с данного раздела, ссылка на сайт ОБЯЗАТЕЛЬНА!!!
|