С каждым годом контингент детей увеличивался. Значительная пополняемость детского дома произошла во время Великой Отечественной войны, когда в детский дом стали поступать дети , потерявшие родителей во время эвакуации, дети погибших на фронте родителей и дети эвакуированных детских домов, например: Воронежского, Харьковского и других детских домов.
1946 год


Количество детей достигает 445 человек. Из них: детей дошкольного возраста - 68, и детей-школьников - 337. Большинство дошкольников в возрасте от четырех до семи лет, но есть детишки и двух-трех лет.
Своей школы при детском доме нет. дети учатся в поселковой СШ. В первом классе обучается 74 человека, во втором - 79, в третьем - 40, в четвертом - 45, в пятом - 38, в шестом - 20, в седьмом - 12, в восьмом - 3 и в девятом классе - 3 человека.

Дети дошкольники и дети 1-2 классов живут вместе мальчики и девочки.
В отряде № 3 живут дети третьего класса мальчики и девочки вместе. В этом отряде воспитательница т. Нарыкова П.Л. воспитывает этих детей еще с дошкольного возраста и сумела так организовать коллектив, что дети чувствуют себя очень близкими друг к другу. Мальчики и девочки этого отряда дружны, среди них нет той отчужденности, какая обыкновенно наблюдается между мальчиками и девочками такого возраста. | ![]() |
В число лучших отрядов по детскому дому входят отряды: двенадцатый - 2 класс, воспитательница Пудовкина А.Ст.; тринадцатый - воспитательница Полянская Е.И. Елена Ивановна является и учительницей своих детей. Много приходится работать Елене Ивановне, ато сейчас уже дети показывают прилежание и любовь к учебе. И двенадцатый и тринадцатый отряды имеют 100% успеваемости.


В каждом отряде имеется командир и его помощник. Командиры назначаются директором. В отрядах младших классов и у дошкольников командиры из старшеклассников. Командир в отряде - это вожак детей, по нему равняются, его слушают. командир может водить детей в школу, в столовую. В отсутствие в отряде воспитателя его заменяет командир.
При детском доме имеется свое подсобное хозяйство, в котором насчитывается 23 головы коров, 50 голов овец, 10 рабочих быков, 12 лошадей. Продукты, получаемые с подсобного хозяйства, идут детям, как дополнительное питание к государственной норме.

При детском доме имеется свое подсобное хозяйство, в котором насчитывается 23 головы коров, 50 голов овец, 10 рабочих быков, 12 лошадей. Продукты, получаемые с подсобного хозяйства, идут детям, как дополнительное питание к государственной норме.

В летнее время все дети питаются в столовой. В зимнее время в столовую ходят дети, начиная с третьего класса, а отряды дошкольников, 1 и 2классы получают питание на дом и кормят детей в отрядах. В столовую дети ходят по отрядам и строем. Командир идет заранее накрывать на свой отряд, а потом идет за отрядом. Дети дошкольники и дети 1-2 классов пользуются 4-х разовым питанием.
При детском доме имеется своя небольшая больница, состоящая из амбулатории и двух палат. Медицинский персонал, в лице фельдшера и сестры, оказывают первую помощь заболевшим и проводят профилактическую работу среди детей.
Трудовое обучение в детском доме проводится следующим образом: в сапожной мастерской под руководством мастера, группа воспитанников обучается сапожному делу, в швейной мастерской группа девочек обучается швейному делу. Бывшие воспитанники детского дома, Плешаков В. и Валишин Н. уже работают самостоятельно, Плешаков - радистом в МТС, Валишин - электромонтером в ремонтном заводе.
Бывшие воспитанники работают воспитателями. В порядке самообслуживания в каждом отряде дети помогают няням в уборке общежития. каждый воспитанник производит легкий ремонт своему белью. Почти все дети, начиная с первого класса, причем, и девочки и мальчики, прядут и вяжут себе шерстяные носки, чулки, варежки, кофточки и др. Практикуется обучение старших девочек кулинарному делу.
При детском доме имеются следующие кружки: хоровой, драматургический, физкультурно-акробатический, шахматный, литературный. Дети с большим желанием участвуют в этих кружках, особым уважением пользуется физкультурно-акробатический кружок. За хорошие выступления на районных и областных художественных олимпиадах детский дом имеет 5 грамот за период с 1941 по 1945 годы.
К каждой юбилейной дате, помимо кружковой художественной подготовки, отряды готовят свои художественные номера. Самые разнообразные песни, частушки, стихотворения, танцы можно увидеть на сцене в этот день. особенно богаты красивыми художественными номерами 11, 12, 15 и 19 отряды.
В конце каждой четверти проводятся вечера отличников и ударников, на которых подводятся итоги достигнутых успехов, намечаются задачи на увеличение коллектива ударников и отличников в следующей четверти.
После ужина дети поют, играют, танцуют.
Над детским домом шефствуют Джезказганский рудник и Балхашский медеплавильный завод. Несмотря на дальнее расстояние, шефы - частые и дорогие гости детского дома. Шефы пишут детям письма, наполненные полезными советами и большой заботой о детях. Хорошие подарки получили дети к празднику 28-ой годовщины Октябрьской Революции, к Новому, 1946 году. Шефы оказывают большую помощь детскому дому как одеждой, так и продуктами питания.

При детском доме имеется своя небольшая больница, состоящая из амбулатории и двух палат. Медицинский персонал, в лице фельдшера и сестры, оказывают первую помощь заболевшим и проводят профилактическую работу среди детей.
![]() | ![]() |
Бывшие воспитанники работают воспитателями. В порядке самообслуживания в каждом отряде дети помогают няням в уборке общежития. каждый воспитанник производит легкий ремонт своему белью. Почти все дети, начиная с первого класса, причем, и девочки и мальчики, прядут и вяжут себе шерстяные носки, чулки, варежки, кофточки и др. Практикуется обучение старших девочек кулинарному делу.
При детском доме имеются следующие кружки: хоровой, драматургический, физкультурно-акробатический, шахматный, литературный. Дети с большим желанием участвуют в этих кружках, особым уважением пользуется физкультурно-акробатический кружок. За хорошие выступления на районных и областных художественных олимпиадах детский дом имеет 5 грамот за период с 1941 по 1945 годы.
К каждой юбилейной дате, помимо кружковой художественной подготовки, отряды готовят свои художественные номера. Самые разнообразные песни, частушки, стихотворения, танцы можно увидеть на сцене в этот день. особенно богаты красивыми художественными номерами 11, 12, 15 и 19 отряды.
![]() | ![]() |
После ужина дети поют, играют, танцуют.
Над детским домом шефствуют Джезказганский рудник и Балхашский медеплавильный завод. Несмотря на дальнее расстояние, шефы - частые и дорогие гости детского дома. Шефы пишут детям письма, наполненные полезными советами и большой заботой о детях. Хорошие подарки получили дети к празднику 28-ой годовщины Октябрьской Революции, к Новому, 1946 году. Шефы оказывают большую помощь детскому дому как одеждой, так и продуктами питания.

Проследим один день жизни детского дома
Рабочий день в детском доме начинается в 7 часов утра.6 часов 30 минут. На территории детского дома еще мертвая тишина, изредка нарушаемая сонными голосами работников подсобного хозяйства.
Без 10 минут 7 часов. Территория оживает, в разных местах её раздаются торопливые шаги, это воспитатели спешат в отряды, чтобы поднять детей, собрать их и вовремя отправить в школу.
7 часов. рабочий день начался.
20 минут 8-го. Территория детского дома оглашается звонкими детскими голосами. отряд за отрядом идут дети в столовую завтракать, а потом и в школу. Опустели общежития...
![]() | ![]() |

Большая задача, задача общего руководства воспитательной работой, задача: поставить воспитательскую работу так, чтобы воспитать поколение мужественных, стойких, культурных и преданных строителей коммунистического общества, принадлежит заведующему учебной частью детского дома. |
Больше всех заботиться о детях приходится директору детского дома. Встречая самые разнообразные препятствия в работе и преодолевая их, директор детского дома создает нормальные условия для жизни 445 детей.
Строгий и точный учет всего хозяйства детского дома ведет бухгалтерия.
![]() | ![]() |
12 часов. Время обеда. Столовая готовится кормить детей, и причем, в первую очередь тех, которые учатся во вторую смену. | ![]() |

![]() | Детский дом находится в тесном контакте по работе со школой. |
![]() | ![]() | ![]() |

![]() | 22 часа. Отбой. Территория детского дома пустеет, всё погружается в сон. Воспитатели укладывают детей спать и идут на доклад к завучу, т.е. рассказывают ему, как прошел день. Рабочий день закончился, только на кухне горит яркий электрический свет: ночная смена готовит завтрак. Не спят еще дежурные воспитатели. Они обходят всю территорию детского дома, проверяют каждый отряд - какова температура в отряде, все ли дети дома и другое... |